logo

 Воспитание и формирование личности и социализация

Воспитание и формирование личности неразрывно связано с процессами социализации. Между тем именно социализация имеет противоречивый характер. Это обусловлено тем, что в идеальном состоянии полностью социализованный человек всегда соответствует социальным требованиям и умеет – в то же время – противостоять негативным тенденциям, нарастающим в развитии общества. Стоит отметить, что нередко можно встретить настолько социально растворенных людей, которые не способны и не готовы принять свое личное участие в утверждении собственных же жизненных принципов.

 

Воспитание и формирование личности рассматривается психологами и педагогами как целенаправленный процесс. Но он сознательно попадает под социальный контроль, потому что семья, школа, религия – элементы воспитания – являются неотъемлемой частью социума. В то же время все эти факторы имеют особое значение по мере возрастного развития личности. Таким образом, можно прийти к выводу, что именно воспитание выступает неким вполне определенным механизмом, который позволяет управлять этапами социализации.

 

Функции воспитания

 

Воспитанию, как неотъемлемому процессу развития личности присущи две основные функции:

 

- стремление к упорядочению всех возможных влияний, в том числе, психологических, социальных, физических, которые воздействуют на личность;

 

- создание неких условий для мобилизации процессов социализации, цель которого – развитие личности.

 

В силу работы данных функций именно воспитание позволяет преодолеть или наоборот ослабить негативные последствия, которые несет социализация. Сам процесс объединения человека и общества приобретает гуманистическую ориентацию, становится востребованным научный потенциал для конструирования и прогнозирования тактики и стратегии педагога.

 

Уровень развития общества также в своей мере определяет модели или типы воспитания. Также имеет значение соотношение социальных слоев и групп, социально-политические ориентации и направления. Именно поэтому воспитание реализуется по-разному в обществе, где царит тоталитаризм и демократия. Каждое общество при воспитании старается воспроизвести свой тип личности, свою систему зависимостей, взаимодействий, уровень свободы и личностной ответственности.

 

Тем не менее, независимо от подхода ключевую роль играет педагог. Именно он выступает как активное начало воспитательного процесса.

Добавить комментарий